Кафедра СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, психологии
и педагогики высшего образования

Заведующий кафедрой Чепелева Лада Металловна, кандидат психологических наук, доцент

Адрес: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, комн. 407А

Тел./Факс: +7 861 219 96 45

Е-mail: srppvo@kubsu.ru

Научное
направление
Сотрудники
Проекты
и гранты
Учебные
дисциплины
Базы
практики
для студентов
История кафедры 

Научное направление:

  • Исследование гуманистической реальности в различных её аспектах и проектирование гуманистически ориентированных образовательных систем и процессов
  • Современные социальные и образовательные технологии и их проектирование
  • Православная педагогика
  • Социология и психология девиантного поведения
  • Социальные исследования Интернета и исследования проблематики цифровизации социальной сферы
  • Исследования девиантного поведения и его профилактики.

Научная работа осуществляется в следующих областях:


  • Профессиональная подготовка бакалавров и магистров по социальной работе: теория, технологии, кризисы и барьеры в процессе образования
  • Технологии социальной работы и их проектирование
  • Развитие классических университетов в контексте Болонского соглашения
  • Моделирование многомерной педагогической реальности
  • Проектирование гуманистически ориентированных систем и процессов
  • Становление и развитие личностно-профессиональной позиции студента в образовательном процессе вуза
  • Психологическое сопровождение и педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса
  • Субъектный подход в образовании
  • Акмеология воспитания. Воспитание студента в образовательном пространстве вуза
  • Психология развития в образовании
  • Субъекты социальной сферы в условиях цифровой реальности
  • Новые методы исследования социальной сферы
  • Заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент
  • Профессор кафедры, доктор педагогических наук, профессор
  • Хагуров А.А.
    Профессор кафедры, доктор социологических наук, профессор
  • Профессор кафедры, доктор философских наук, профессор
  • Профессор кафедры, доктор психологических наук, доцент
  • Профессор кафедры, доктор педагогических наук, доцент
  • Первый проректор КубГУ, профессор кафедры, доктор социологических наук, доцент
  • Профессор кафедры, доктор педагогических наук
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент
  • Доцент кафедры, кандидат медицинских наук
  • Доцент кафедры, кандидат философских наук
  • Доцент кафедры, кандидат психологических наук
  • Вызулина К.С
    Доцент кафедры, кандидат психологических наук
  • Доцент кафедры, кандидат социологических наук
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Доцент кафедры, кандидат экономических наук
  • Доцент кафедры, кандидат психологических наук
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Доцент кафедры, кандидат политических наук
  • Спирина Л.В.
    Доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Руководитель ИППК, доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Доцент кафедры, кандидат педагогических наук
  • Старший преподаватель
  • Старший преподаватель
  • Преподаватель
  • Бондарь Н.Н.
    Старший лаборант
  • Преподаватель
  • Николаева В.И.
    Преподаватель
  • Старший лаборант, преподаватель
  • 1
    2021 г.
     «Российская молодежь в условиях нелинейной социокультурной динамики: новые риски и ракурсы социального напряжения». Грант РФФИ № 21-011-31869 (руководитель Хагуров Т.А.) Подробнее...
  • 2
    2020-2021 гг.
     «Армянская диаспора в системе межэтнических отношений в полиэтничном регионе (на примере Краснодарского края)». Грант РФФИ № 20-511-05017 (руководитель Хагуров Т.А.) Подробнее...
  • 3
    2020 г.
    «Управление цифровой социально-политической повесткой дня в online-пространстве: субъекты, технологии и результаты». Грант РФФИ (Руководитель Рябченко Н.А.)
  • 4
    2019-2020 гг.
    «Глубинные причины подростковой (нео)криминализации в современной России». Грант РФФИ (Руководитель Хагуров Т.А.)
  • 5
    2018-2020 гг.
    «Модели и практики управления политическим контентом в online-пространстве современных государств в эпоху постправды». Грант РФФИ (Руководитель Рябченко Н.А.)
  • 6
    2016-2018 гг.
    «Экстремизм и этносоциальные конфликты в молодежной среде полиэтничного региона: прогнозирование и профилактика». Грант РНФ (Руководитель Т.А. Хагуров)
  • 7
    2015-2017 гг.
    «Сетевые ресурсы развития локальной политики в условиях новой политической реальности». Грант РГНФ (Руководитель Рябченко Н.А.)
  • 8
    2015-2016 гг.
    «Конструктивный и деструктивный потенциал online социальных сетей в публичной политике России: методика стохастического моделирования поведения». Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (Руководитель Рябченко Н.А.)
  • 9
    2013-2014 гг.
    «Классический университет: вызовы времени и пути развития». Грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (Руководитель Ткач Д.С.)
  • 10
    2009-2011 гг.
    «Теория и практика гуманизации социальной и педагогической реальности в условиях комплексной модернизации региональной системы образования Краснодарского края». Грант РФФИ и Администрации Краснодарского края (Руководитель П.Б. Бондарев)
  • 11
    2009-2010 гг.
    «Теоретическое обоснование и разработка гуманистически-компетентностной модели оценки качества общего образования в условиях комплексной модернизации региональной системы образования Кубани». Грант РГНФ и Администрации Краснодарского края (Руководитель П.Б. Бондарев)
  • 12
    2014-2020 г.
    Преподавателями кафедры за 2014–2020 г. получено 11 свидетельств о регистрации программы для ЭВМ, являющихся результатами интеллектуальной деятельности (автор доц. Рябченко Н.А.)

Учебные дисциплины

Бакалавриат


39.03.02 Социальная работа (Общий профиль) / ОФО /ЗФО

В 2019 году после введения нового ФГОС ВО осуществлен набор на бакалавриат общего профиля (руководитель К.М. Грабчук), основная образовательная программа которого разработана в соответствии с тремя профессиональными стандартами: «Специалист по социальной работе», «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» и «Специалист по работе с семьей», объединив в себе, таким образом, основные профессии сферы «Социальное обслуживание».

Магистратура


До 2019 года кафедра осуществляла набор по трем программам магистратуры по направлению «Социальная работа» - «Технологии обучения социальной работе» (руководитель А.А. Остапенко), «Психолого-педагогические технологии социальной работы» (руководитель В.П. Бедерханова), «Профилактика и коррекция девиантного поведения» (руководитель Т.А. Хагуров) и программу «Психология развития в образовании» (руководитель В.П. Бедерханова) по направлению магистратуры «Психолого-педагогическое образование» на очную и заочную форму обучения.
В 2019 году разработаны и осуществлен первый набор на новые программы магистратуры «Профилактика и коррекция семейного неблагополучия и девиантного поведения личности» (руководитель Т.А. Хагуров) по направлению «Социальная работа», направленную на подготовку специалистов в соответствии с профессиональными стандартами – «Специалист по социальной работе», «Специалист по работе с семьей», «Руководитель организации социального обслуживания», «Психолог в социальной сфере» и «Психология развития» (руководитель В.П. Бедерханова) по направлению «Психолого-педагогическое образование» в соответствии с профессиональными стандартами – «Психолог в сфере образования», «Психолог в сфере социального обслуживания».

39.04.02 Социальная работа (Профилактика и коррекция семейного неблагополучия и девиантного поведения личности) / ОФО и ЗФО:

  • Психолого-педагогические основы профилактики семейного неблагополучия и девиантного поведения
  • Методология и методы девиантологических исследований
  • Теории и техники психологического консультирования в социальной работе
  • Экстренная психологическая помощь семье, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении
  • Формы и методы организации межведомственного взаимодействия по решению проблем людей, попавших в трудную жизненную ситуацию
  • Формирование психологически комфортной и безопасной среды
  • Психология воспитания и перевоспитания
  • Психолого-педагогические основы преподавания социальных дисциплин в системе высшего и дополнительного профессионального образования
  • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по социальной работе
  • Современные технологии обучения профессиональной социальной работе
  • Профилактическая и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями и безнадзорными детьми
  • Педагогические технологии в профилактической и коррекционной работе с несовершеннолетними
  • Психологическая диагностика личности несовершеннолетних, родителей, внутрисемейных отношений
  • Криминологические методы изучения, профилактики и коррекции девиантного поведения
  • Системный анализ и принятие решений в социальной сфере
  • Управление проектами в социальной сфере
  • Лидерство и командообразование
  • Иностранный язык в профессиональной деятельности
  • Теория и практика межкультурной коммуникации в профессиональной сфере
  • Технологии личностного роста
  • Актуальные проблемы современного социально-гуманитартного знания
  • Методология и методы социального исследования
  • Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
  • Интеллектуальные методы анализа социологических и психологических данных
  • Социология девиантного поведения
  • Психология девиантного поведения
  • Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения
  • Теория и практика управления в социальной работе
  • Современные социальные технологии
  • Правовое регулирование профилактики семейного неблагополучия и защита прав несовершеннолетних
  • Основы медико-социальной экспертизы и реабилитации
  • Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (Психология развития) / ЗФО:

  • Теории развития человека
  • Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовании и социальной сфере
  • Акмеология образования
  • Развитие личности в обучении и воспитании
  • Теория и технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения
  • Психология образовательной деятельности
  • Современные образовательные технологии в преподавании психолого-педагогических дисциплин
  • Учебно-методическое обеспечение преподавания психолого-педагогических дисциплин
  • Моделирование форм представления учебных знаний
  • Технологии интенсификации образовательного процесса
  • Философия образования и науки
  • Методология научных исследований в образовании
  • Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании
  • Информационные технологии в науке и образовании
  • Практикум по планированию и проведению психолого-педагогического исследования
  • Статистические и математические методы в психолого-педагогических исследованиях
  • Социальная психология образования
  • Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
  • Технологии личностного роста
  • Системный анализ и принятие решений в образовании и социальной сфере
  • Лидерство и командообразование
  • Иностранный язык в профессиональной деятельности
  • Теория и практика межкультурной коммуникации в профессиональной сфере
  • Проектирование и экспертиза образовательных систем
  • Управление проектами в образовании и социальной сфере
  • Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
  • Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогической деятельности в образовании и социальной сфере
  • Проектирование и мониторинг индивидуальных программ образования и социализации
  • Психодиагностика в образовании
  • Теории и техники психологического консультирования в образовании и социальной сфере
  • Проектирование и адаптация психодиагностических методик
  • Основы педагогического мастерства

Аспирантура


Ведется подготовка кадров высшей квалификации по направлениям аспирантуры:
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
13.00.08 Теория и методика профессионального образования

Базы практики для студентов

  • ВДЦ «Орленок» и «Смена»
  • КК ООДО «Молодежная палата Кубани»
  • Центр временного содержания несовершеннолетних преступников ГУ МВД Краснодарского края
  • Министерство труда и социального развития Краснодарского края
  • Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Карасунском внутригородском округе города Краснодара
  • Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Центральном внутригородском округе города Краснодара
  • Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Западном внутригородском округе города Краснодара
  • Управление социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара
  • Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Карасунского округа"
  • Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Западного округа"
  • Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Прикубанского округа"
  • Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа"
  • Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Краснодара»

История кафедры

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования - одна из самых молодых кафедр в университете, объединившая как старейших, опытных профессоров и доцентов, так и наиболее талантливых начинающих ученых и преподавателей.
Отличительная особенность кафедры - профессионально разнообразный состав специалистов. На кафедре работают психологи, педагоги, философы, социологи, историки, экономисты, что дает возможность найти неординарные подходы к подготовке студентов, магистрантов и аспирантов по широкому спектру специальностей, устанавливать продуктивные научно-образовательные контакты с различными организациями и учреждениями.
16 июня 2003 года подписан приказ о создании кафедры «Социальной работы, психологии и педагогики высшего образования». На кафедру пришли работать 5 штатных преподавателей. (канд. пед. наук, доцент Василовский В.И., канд. псих. наук Чепелева Л.М., канд. псих. наук Попова Л.А., канд. псих. наук Бурмистрова Т.А., Сухих Е.С.) с психологических кафедр и кафедры педагогики. Заведующей кафедрой назначена В.П. Бедерханова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологии, награждена Медалью К.Д. Ушинского.
Созданию кафедры предшествовали события, связанные с организацией на факультете управления (тогда он так назывался), специальности «Социальная работа». В 1998 году был осуществлен первый набор на очную и заочную формы обучения по специальности «Социальная работа» (руководитель специальности канд. соц. наук, доцент О.А. Оберемко), а в 2001 году - открыты специализации «Менеджмент социальной работы» и «Психосоциальные технологии в социальной работе». Руководителем специальности «Социальная работа» становится Л.М. Чепелева В 2003 году был осуществлён первый выпуск по специальности «Социальная работа»; открыта третья специализация «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях, с жертвами экологических и техногенных катастроф».
Уже в сентябре 2003 года в составе кафедры было более 20 преподавателей, включая выпускников специальности первого набора, из них 4 доктора наук и 13 кандидатов наук.
В 2004 году проведена первая внутривузовская олимпиада по специальности «Социальная работа»; студенты специальности «Социальная работа» участвуют во всероссийской олимпиаде по специальности и занимают командой третье место, а студент В.В. Литвинов занял 4-е место из 90 участников вузов России. Начинает функционировать аспирантский семинар (2 раза в месяц). Книга В.П. Бедерхановой «Становление личностно-ориентированная позиция педагога» отмечена в номинации «Лучшие научные издания по проблемам развития педагогики и философии образования» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике» - 2004 г., а сама В.П. Бедерханова награждена Медалью «Радетелю г. Краснодара» (Номинация «Наука").
В 2005 году определены приоритетные направления фундаментальных научных исследований кафедры, среди которых исследование и проектирование гуманистически ориентированных образовательных систем и процессов; моделирование многомерной педагогической реальности; социология и психология девиантного поведения; развитие классических университетов в контексте Болонского соглашения; методология и технологии воспитания студента в образовательном пространстве вуза; становление и развитие личностно-профессиональной позиции студента в образовательном процессе вуза; и основные направления научно-практической работы кафедры: профессиональная подготовка специалистов, бакалавров и магистров по направлению социальная работа; субъектный подход в образовании; технологии социальной работы и их проектирование; современные социально-педагогические и образовательные технологии и их проектирование, психологическое сопровождение и педагогическая поддержка субъектов образовательного процесса.
Проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Студент как субъект образовательного процесса» совместно с Краснодарским филиалом Академии труда и социальных отношений и департаментом образования и науки края (20 января 2005 г.).
В 2006 году открыто направление «Социальная работа», осуществлен первый набор на бакалавриат по социальной работе. На кафедре начинает функционировать регулярный учебно-методический семинар для преподавателей по проблематике модернизации высшего образования.
В 2007 году обобщены материалы по проблеме «Исследование и проектирование гуманистически ориентированных образовательных систем и процессов», издан сборник научных статей «В поисках гуманистической реальности» (науч. ред В.П. Бедерханова).
Открыта магистерская программа по направлению «Психология» программа «Педагогическая психология».
Проведена совместно с департаментом социальной защиты населения Краснодарского края Краевая научно-практическая конференция «Новые подходы в работе социальных служб Краснодарского края по организа-ции помощи детям, находящихся в трудной жизненной ситуации» (12 октября 2007) Преподаватели кафедры - Мелешко Н.В., Аронова Е.Ю., С.П.Борисова - получили Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации «За успешное исполнение служебных обязанностей»; преподаватель Спирина Л.В. награждена знаком «Заслуженный работник в сфере государственной молодежной политики Российской Федерации»; профессор В.И. Василовский получает звание» Заслуженный профессор КубГУ ; Князева Г.Н. - заслуженного доцента КубГУ.
В 2008 году проведена совместно с департаментом социальной защиты населения Краснодарского края Краевая научно-практическая конференция «Региональная модель социального обслуживания семьи и детей. Основные направления, формы и методы социальной работы» (24 октября 2008); подготовлена серия проектов совместно с департаментом социальной защиты населения Краснодарского края, четыре из которых получили гранты.
Доценты кафедры Л.М. Чепелева и Л.А Попова награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ за заслуги в научной и педагогической деятельности, большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов; преподаватель кафедры С.П.Борисова награждена орденом «Сердце Данко» за выдающуюся общественную деятельность.
В 2009 году открыты и произведены наборы в магистратуры по направлениям «Социальная работа» (программа «Технологии социальной работы") и «Педагогика» (программы «Психология развития», «Организационная психология в образовании") По направлению «Педагогика» открыта магистерская программа «Дополнительное образование детей». Подготовлены материалы (учебный план, программы) для дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы». Начал работать магистерский семинар «Планирование и организация научного исследования». На базе Государственного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» проведена научно-практическая конференция «Специфика и методы работы с пожилыми людьми специалистов по социальной работе, педагогов и психологов в стационарных учреждениях социального обслуживания» (28 апреля 2009 г.).
Выиграны гранты «Теория и практика гуманизации социальной и педагогической реальности в условиях комплексной модернизации региональной системы образования Краснодарского края» (грант РФФИ и Администрации Краснодарского края, 2009-2011 гг., рук. доцент, канд. философск. наук П.Б. Бондарев) и «Теоретическое обоснование и разработка гуманистически-компетентностной модели оценки качества общего образования в условиях комплексной модернизации региональной системы образования Кубани» (грант РГНФ и Администрации Краснодарского края, 2009-2010 гг., рук. доцент, канд. философск. наук П.Б. Бондарев).Начало реализации региональной программы по сопровождению процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в условиях интернатных учреждений - участников проекта «Страна детей» благотворительной программы «Содействие социальной адаптации детей-сирот» детского Фонда «Виктория» (детский дом ст. Старокорсунская Краснодарского края 2007-2010 годы, детский дом ст. Медведовская Краснодарского края 2009-2010 годы (рук. Проекта доцент, канд. пед. наук Л.В. Спирина).
В 2010 году проведена на базе Государственного учреждения социального обслуживания «Геронтологический центр» научно-практическая конференция «Современные социально-психологические технологии, применяемые в стационарных учреждениях социального обслуживания Краснодарского Края». По направлению «Социальная работа» открыта новая программа – «Профилактика и коррекция девиантного поведения».
В 2011 году по направлению «Социальная работа» открыты новые программы и осуществлен набор – «Технологии обучения социальной работе» и «Психолого-педагогические технологии социальной работы». По направлению «Психолого-педагогическое образование» осуществлен набор на программу «Психология развития в образовании».
На сегодняшний день численный состав кафедры 27 человек, из них 7 докторов педагогических (В.П. Бедерханова, А.А. Остапенко, О.Ю. Солопанова), психологических (Е.В. Харитонова), социологических (А.А.Хагуров, Т.А. Хагуров) и философских (В.В.Шалин) наук, 15 – имеют ученые степени кандидатов психологических, социологических, экономических, педагогических, философских, политических, юридических и медицинских наук. С 2014 года и по настоящее время заведует кафедрой кандидат психологических наук, доцент Лада Металловна Чепелева. В настоящее время кафедра является выпускающей по направлению бакалавриата «Социальная работа» и направлениям магистратуры «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование». Также ведется подготовка кадров высшей квалификации по направлениям аспирантуры «Образование и педагогические науки» и «Психологические науки».
Сегодня кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования продолжает расти и развиваться вместе с факультетом и университетом. Здесь создана уникальная образовательная среда, построенная на принципах гуманизации и индивидуализации образовательного процесса с широким использованием приемов проблемного обучения и акцентом на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов.